Союз с Японией

Четверг, 9 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Союз с Японией, однако, не разрешал главной проблемы, о которой все больше задумывались и в кабинетах Сити, и в адмиралтействе, и в политических кругах Англии. Ей нужен был союзник на случай войны с Германией, вероятность которой все больше вырисовывалась. Естественно было искать его прежде всего в лице Франции, которая, конечно, и сама была заинтересована в союзнике против Германии: опасность новой агрессии с Востока постоянно висела над Францией со времен франко-прусской войны.

Далее...

Экспедиция под командованием капитана Маршана

Четверг, 9 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Экспедиция под командованием капитана Маршана еще в 1896 г. вышла из французской экваториальной Африки с задачей — добраться до Судана и провозгласить его французским владением. Свыше двух лет продолжалась эта экспедиция, и в июле 1898 г. Маршал вышел к Нилу и занял местечко Фашода (к югу от Хартума), где был поднят французский флаг. Китченер потребовал, чтобы флаг был спущен и отряд Маршана (состоявший всего из 150 человек) убрался из Фашоды.

Далее...

Ирландская Лига гомруля

Четверг, 9 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Чем большее место занимали имперские дела в политике, планах, расчетах правящих кругов Англии, тем меньше склонны они были отказываться от своих позиций в первой английской колонии — Ирландии. Ирландские буржуазно-либеральные круги были напуганы фенианским террором и, боясь массового аграрного движения, стремились к чисто конституционным методам борьбы; они выдвинули программу автономии (гомруля) Ирландии.

Далее...

Редиард Киплинг

Среда, 8 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

На этой почве и приобрело огромную популярность творчество поэта-джингоиста Редиарда Киплинга (1865 — 1936). В истории английской буржуазной культуры эпохи империализма Киплинг и близкие ему по направлению Р. Хаггард, А. Конан-Дойль и другие писатели занимают своеобразное место. Расслабленному и опустошенному интеллигенту — излюбленному герою декадентов писатели этой группы противопоставили сильную личность, человека дела, отважного и целеустремленного.

Далее...

Особенности английского империализма

Среда, 8 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Особенности английского империализма оказали решающее воздействие на все стороны общественной жизни страны. Крайний колониализм, который в Англии называли джингоизмом, был органически связан с англо-саксонским расизмом, шовинизмом, проповедью расовой и национальной исключительности.

Не случайно наиболее ярыми сторонниками расширения импери (империалистами, как они сами себя именовали) были как раз те политики, которые считали необходимым также проведение социальных реформ.

Далее...

Правительство Гладстона

Среда, 8 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Правительство Гладстона (1880—1885) пыталось справиться с движением, сочетая методы репрессий и уступок, с тем чтобы расколоть силы ирландского народа. В начале 1881 г. правительство внесло билль «О защите личности и собственности в Ирландии», создававший там режим полицейского произвола. Парнеллиты ответили обструкцией, пытаясь помешать принятию билля или хотя бы затянуть прения. Одно из заседаний продолжалось без перерыва 41 час. Видя, что работа палаты будет парализована, если не принять чрезвычайных мер, правительство провело закон о новых правилах парламентской процедуры. Спикер получал право лишать слова оратора, если его речь носила обструкционистский характер; как ни привержены были господствующие классы Англии к традициям, они решительно ломали те из них, которые мешали им осуществлять свое господство. Правительственный билль прошел голосами либералов и консерваторов, и на Ирландию обрушилась волна репрессий, которые порождали ответные вооруженные выступления.

Далее...

Расширение империи

Среда, 8 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Как консерваторы, так и либералы в правительстве стремились к расширению империи, и в течение последних двух десятилетий XIX в. площадь Британской империи увеличилась с 20 млн. кв. км до 33 млн., а население — с 200 млн. человек до 370 млн. Это был период самой интенсивной колониальной экспансии за всю историю Великобритании, и естественно, что в связи с этим до предела обострились противоречия Англии с другими державами.

Далее...

Символисты

Вторник, 7 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Символисты группировались вокруг журнала «Желтая книга», где печатались не только их стихи и художественная проза, но и теоретические статьи, содержавшие символ веры английского декаданса. Формула «искусство для искусства» объединяла поэтов и художников этого направления, даже если они расходились в частностях. Неверие в человека, в могущество разума, безысходный пессимизм декадентов в конечном счете отражали обреченность буржуазного общества. Но в произведениях декадентов все его порождения выдавались за свойства, будто бы присущие человечеству вообще.

Далее...

Театральное общество

Вторник, 7 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Для продолжения дела, начатого Независимым театром, прогрессивные актеры и писатели учредили в 1899 г. Театральное общество. Оно считалось клубом, т.е. не зависело от цензуры. Ибсен, Толстой, Чехов, Горький прочно утвердились в его репертуаре. По признанию английских драматургов, особенно значительным было влияние Чехова. Но, конечно, и Независимый театр, и Театральное общество не намерены были ограничиться репертуаром иностранного происхождения. Само существование этих реалистических театров способствовало возникновению социально насыщенной драматургии критического реализма. В конце XIX в. был, наконец, преодолен репертуарный голод многих десятилетий, и блестящая драматургия Шоу вскоре завоевала признание.

Далее...

Литература и искусство критического реализма в конце XIX

Вторник, 7 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Литература и искусство критического реализма в конце XIX— начале XX в. не создали и не могли создать на английском материале образ передового борца-революционера. Не случайно «Овод» Э. Войнич (1897) показывает англичанина, героически борющегося в рядах итальянских революционеров. Это произведение, получившее мировое признание, говорит о тяге некоторых передовых деятелен английской демократической культуры к героическим образам, связанным с традициями революционного романтизма.

Далее...

Усиление демократического направления в театральном искусстве

Вторник, 7 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Начавшийся в 80-х годах новый этап в развитии рабочего двиения и вообще социальные сдвиги, вызванные утратой торгово-промышленной монополии, лежали в основе усиления демократического направления и в театральном искусстве.

Ведущее место в 50-х годах занимал «Театр Принцессы», которому покровительствовала королева Виктория. Ставший во главе театра сын гениального трагика Чарльз Кин (1811 — 1868) отнюдь не обладал даром отца, хотя и был известным актером, преимущественно шекспировского репертуара, «Театр Принцессы» поражал воображение зрителей необычайно дорогим оформлением спектаклей, техническими и музыкальными эффектами, применявшимися до Кина только на оперной сцене.

Далее...

Английский колониальный империализм

Вторник, 7 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Если в конце XIX — начале XX в. обострение классовой борьбы создало объективные предпосылки для дальнейшего развития и углубления демократической культуры, то одновременно складывались условия для кризиса буржуазной культуры, для возникновения упадочнических, граничащих с мистикой концепций в философии, реакционных теорий в социологии и политике.

Господствующие классы Англии продолжали богатеть, но то ощущение прочности и незыблемости своего положения, которое было характерно для их социальной психологии в предшествующие десятилетия, начало сменяться смутной тревогой, недовольством, боязнью перемен.

Далее...

Ральф Воэн Уильямс

Понедельник, 6 июля 2009 г. Рубрика:Англия на втором этапе новой истории

Ральф Воэн Уильямс (1872—1958), один из тех английских композиторов XX в., которые внесли немалый вклад в процесс музыкального возрождения, вспоминал в конце жизни о том, как молодые музыканты «были опьянены» народными напевами, о которых впервые узнали из сборника Шарпа. «Мы говорили себе: «Вот прекрасные мелодии, о которых мы до сих пор ровно ничего не знали Теперь мы станем соревноваться с Григом и Сметаной и начнем создавать на основе народных песен произведения, проникнутые духом Англии и английского характера.

Далее...