Буржуазная историография английской революции второй половины XIX — начала XX в

Рубрика:Историография английской буржуазной революции XVII в Воскресенье, 9 августа 2009 г.
Просмотров: 31514
Однако М. Ковалевский все же не понял основного вопроса революции — аграрного вопроса. Трактуя копигольд как аренду, он не сумел объяснить ни рождения крестьянской формы парцеллярной собственности, развивавшейся под покровом феодального права, ни всей глубины того насилия (узурпации), которое было совершено над английским крестьянством односторонней отменой феодального держания.
Другой русский историк — А. Н. Савин (1873—1923) в «Обзоре литературы», предпосланном «Лекциям по истории английской революции» (Этот курс А. Н. Савин читал в 1907—1908 и 1908—1910 гг. Напечатан посмертным изданием под ред. Е. А. Косминского в 1924 г., 2-е издание вышло в 1937 г.) также произносит суровый приговор над трудами английских историков, весьма односторонне освещавших английскую революцию и оставлявших без внимания ряд важнейших проблем и вопросов, без постановки и разрешения которых нельзя было научно объяснить и понять английскую революцию. Савин говорит о том, как систематически обходился этими историками вопрос о крестьянстве и городских низах — о «простом трудовом человеке» и «демократических элементах общества».
«Батрак, подмастерье, бродяга, даже йомен и мастер,— пишет Савин,— все еще редко показываются на страницах общих и даже специальных работ. Все еще недостаточное внимание привлекает к себе общинное поле, огороженная ферма, нарушающая целость общинного уклада, придорожный кабак, где собирается в сумерках подозрительный люд, скромный дом городского мастера с еще более скромными пристройками для учеников, лавка скупщика, раздающего работу этим мастерам, просторный сарай молодой мануфактуры, лондонский док, стягивающий к себе все лишнее, что вырабатывается в смятенной стране». Несомненно, автор «Капитала» оказал влияние на построение Савина, однако использовать до конца все богатство идей этого гениального труда Савин не сумел, оставаясь в методологическом отношении все еще далеким от марксизма. В своем собственном труде преимущественное внимание уделяет судьбам английского государства и церкви, политической и религиозной истории, а не «низам» и не роли крестьянства в буржуазной революции XVII в. Савин предпринял попытку изучить историю английского крестьянства в XVII в., начав исследование почти не изученных английскими историками манориальных описей и ренталей XVII в. Смерть А. Н. Савина в 1923 г. прервала эту работу в самом начале. И все же в своих предварительных этюдах по истории нескольких маноров ему удалось отметить факты расслоения крестьянства, возникновение на развалинах общинных порядков среднего и крупного крестьянства, борьбу между малоземельными крестьянами и богатыми, кулацкими элементами.
Касаясь важного вопроса об идеологических сдвигах, связанных с английской революцией XVII в., Савин пишет: «Английский рационализм, эмпиризм, деизм конца
XVII в. и первой половины XVIII в. тесно связаны с религиозным и политическим переворотом середины XVII в. Здесь же лежит источник европейского Просвещения
XVIII в., ибо французские просветители дали мало нового, оригинального и больше популяризировали то, что нашли у англичан».

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Выберите человечка с поднятой рукой!

При нажатии на картинку, Ваш комментарий будет добавлен.